Продолжение статьи о связях правительства и черносотенных организаций, в которой рассказывалось, что никто в России не защищен от преступных действий радикальных группировок.
Итак, черносотенные разгромы должны повести к ускорению темпа сплочения общественности. Но возникает и второй, не менее любопытный, вопрос: каково же будущее черной сотни, той невежественной массы, которой воспользовались враги общественного развития в борьбе с русским народом. Будут ли они и впредь продолжать свою работу – избиения народных героев и борцов за свободу?
Как это ни странно покажется на первый взгляд, но черносотенное движение носит в своем содержании прогрессивный характер. Вот как описывает эту сторону вопроса Мартов в №9-10 журнала «Правда».
«Роль эта, во-первых, втянуть в политическую жизнь наиболее темные и азиатски-отсталые слои населения – мелкое мещанство городов и сел. Политический и культурный уровень этих масс крайне низок, их оторванность от очагов европейской общественной жизни в России почти абсолютная. Европейские методы агитации, пробуждение сознания, чувства собственного достоинства, групповой солидарности – очень слабо воздействуют на отсталые элементы. Прежде чем втянуться в общественно-политическую жизнь своей родины, они должны сначала пройти через фазу примитивного грубого эгоизма. Задачи такого пробуждения берут на себя Шараповы и Крушеваны (организаторы черносотенных движений – прим. Grandpaper). Надо привить массам инстинкт солидарности, смутное сознание наличия общих интересов, подлежащих коллективной защите. То, что в мирное время достигается в этом направлении систематическим воздействием парламентарной жизни, политической прессой, в критическую эпоху достигается демагогической деятельностью бьющихся в агонии реакционных сил. В первые годы великой французской революции крайние монархисты, в числе первых, бросились растравлять грубые инстинкты той самой черни, которая в головокружительно короткий срок превратилась в передовую и активную движущую силу революции. В том и трагизм отживающих привилегированных групп, что, выискивая себе союзников среди черни, они могут найти их только среди своих будущих врагов».
Справедливость этого вывода подтверждается и местными сообщениями. Так, в Барнауле черносотенцы ходят по разгромленным домам бедняков, прося прощения и требуя объяснения, зачем это люди, которых им было приказано бить, ходят с красными знаменами. На прошлой неделе на собрании мещане-черносотенцы решили, что городское представительство, состоящее из купцов и чиновников, не защищает их интересов, а потому постановили избрать из своей среды 40 человек, и теперь требуют, чтобы дума их приняла в свою среду в качестве полноправных членов. Это так и должно быть – «в критические эпохи проповедь самоуправства должна неизбежно привести к жажде самоуправления».
В Томске пока таких явлений нет, но недовольство губернатором и администрацией огромное. Началось с заявления черносотенцев, что губернатор их обманул: «Разрешил грабить жидов три дня, а дал всего два». Брожение идет, умы работают, и если дело пойдет и дальше так, то, несомненно, рано или поздно они поймут, что ими желали воспользоваться с целью, противной их же благу. Они поймут, кто им враг, а кто друг, и тогда прогресс родины приобретет в их лице еще один класс великой армии, борющийся за осуществление народной свободы, равенства и братства
Поделиться: